7freiheit (7freiheit) wrote,
7freiheit
7freiheit

Category:

В.Шкловский. Ни одно живое существо не может жить в своих выделениях, ( Украина cчитает возможным)

Вот уже 10 лет читаю и перечитываю посты этого великого писателя и блогера Березина.
Остроумие, тонкость в общении с другими и безупречный русский язык, - вот что восхищает.
Свои первые шаги в ЖЖ в области "Мемориз",- избранное, сделала ради его постов. Дай Бог ему долгие лета.

------------------
Оригинал взят у berezin в История про то, что два раза не вставать
Много лет назад, в 1920 году, Виктор Шкловский написал свой короткий текст «Самоваром по гвоздям».
Это пара страничек на насущную тему – об агитации и пропаганде. Шкловский ещё не знает, что будет бегать от чекистов по льду Финского залива, а эта заметка впервые выйдет в Берлине – в книге «Ход коня».
Шкловский начинает с того, что говорит: «Если взять самовар за ножки, то им можно вбивать гвозди, но это не его прямое назначение».
Самоваром у него является само искусство, а забивание гвоздей – сиюминутная задача пропаганды.
Шкловский пишет о том, что «Агитация, разлитая в воздухе, агитация, которой пропитана вода в Неве, перестает ощущаться. Создается прививка против нее, какой-то иммунитет. <…> Во имя агитации уберите агитацию из искусства».
В черновике это выглядит ещё жёстче: «Если заклеить стены плакатами, напечатать стихи на продовольственной карточке, набить стихи «Интернационалом», оттиснуть его на носовых платках, то организм так приспособится, что не увидит и не услышит ничего.

Ни одно живое существо не может жить в своих выделениях, на этом основана прививка; не может жить в атмосфере тысячекратного повторения молитва, не может жить и «Интернационал».
Во имя пропаганды уменьшите ее.

Оставьте не записанными стихами облака и воду. Давайте на фронте воевать, в книгах и газетах говорить о революции, и не будем заказывать никому революционного искусства.
Все равно еще ни разу в мире не было Рождества раньше Благовещения»

В 1920 году этот призыв был искренен.
А теперь понятно, что унылое заколачивание гвоздей, предметами куда более тонкими, чем молоток – это свойство не Советской власти, а людей вообще.
Оттого и происходит всё это безумство на 9 мая, праздник святой, но пропаганда, что твой царь Мидас наоборот – из любого золота может сделать известно что.

В наследство от прошлого у нас остался настоящий самовар. Это, впрочем, не искусство, а отношение к минувшей большой войне, как к большой общественной беде, которую всё-таки всем миром превозмогли.
Это особый самовар, у которого грелись семьями и в воздухе витала память не об индийском чае, а о морковном.
И вот этим чувством, этими тонкими боками медной памяти сейчас колотят по гвоздям.
А память об этой войне должна уйти с площадей – на кухни, во дворы, на лавочки и на кладбища. Прочь-прочь, дураки-дизайнеры, что за немалую копеечку поздравляют ветеранов немецкими танками, прочь-прочь, казённые праздники, прочь-прочь, попил бабла.

Ничего не надо – нужно только уйти в частное, личное пространство.
Это пространство не уединённое, во дворе из самовара пить чай можно, это по площади таскать его неудобно.
При этом я наблюдаю большие самоварные войны – потому что много людей раздражаются оттого, что другие множества людей празднуют не то и не так, как им хотелось.

Я вот не из таких – моё только дело предупредить, что самовар портится и может вовсе прийти в негодность.
Я ведь и сам праздники люблю – меня хлебом не кормят, зато дают праздновать вволю.

В своём черновике почти вековой давности Шкловский говорит много современных вещей – о том, как накопали грядки для нового пропагандистского искусства и обильно полили их деньгами. А вышло не искусство, а какая-то дрянь. Взошло такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!
Так писал другой классик.
А Шкловский говорил: « Лучше завернуть в стихи селедку, чем втягивать их в политику».
Нет, я вот лично не против любых форм – но за свои. Как только оказалось бы, что георгиевскую (а правильнее – гвардейскую) ленточку нужно купить за тыщу, к примеру, рублей – в пользу стариков, так оказалось бы, поди, что гвардейских цветов сильно поубавилось. Как плакаты бы сами рисовали, так, наверное, человечнее бы вышло. Как люди начинают не из-под палки что-то делать, а на свои, так всё как-то лучше выходит.

Время меж тем, уходит - эмоциональный накал режется по поколению дедов. За убитого деда и сожжёную бабку сердце болит. За прадедов и родителей больно уже меньше - так цинично устроен человек. Убитых Наполеоном уважают, но относятся к ним отстранённо.
Или остранённо.
Скоро отдавать самовар детям - он и так-то будет архаичным, а уж если дырявым, то совсем грустно.
А так-то праздник хороший.

Извините, если кого обидел



Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo 7freiheit february 10, 2019 09:31 37
Buy for 50 tokens
Господи, зачем и почему, эти кукарекающие павлины и петухи с бизнес-шоу-зоны станут петь за Россию на Евровидении? И кто же его пропихивал? Киркоров - голубец и гл.павлин рос. шоу-эстрады Лазарев - певец ртом, был неплох в юном возрасте, когда замаячил в дуэте в Юрмале. С богатеньким…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments