Яркая противница прибалтийской русофобии, мать пятерых детей. И она нигде и никогда не мимикрировала в политических играх, не бегала из партии в партии, как традиционно модно в эстонской национальной элите.
И, наконец, Яна Тоом считает возможным создать в Эстонии русскую этническую партию, которая будет бороться за права русскоговорящих.
Я подозреваю, эстон. высокомерную элиту уже трясет от злости.
Справка:
По национальности наполовину эстонка, наполовину русская, о чём она сама заявила в программе у Соловьёва по телеканалу «Россия 1» 10 мая 2015 г Дважды меняла фамилию: с Черногоровой на Литвинову и с Литвиновой на Тоом. До 2006 года была гражданкой России, получив гражданство Эстонии за особые заслуги в 2006 году по предложению Эдгара Сависаара (в тот момент — министра экономики и коммуникаций). Владеет русским, эстонским и английским языками.
У меня в архиве есть наше совместное с ней фото. На первом съезде Совета русских школ, чем очень горжусь.
* * *
"Готовы ли мы воевать с Россией из-за покушения на Скрипаля?"
В истории с отравлением бывшего двойного агента Сергея Скрипаля по-прежнему много неясностей. Следствие продолжается, а версия о причастности России, хоть и повлекшая за собой серьезные дипломатические последствия, с технической точки зрения остается не более чем предположением. Намного интереснее посмотреть на реакцию на события в Солсбери в разных странах.
Во-первых, британцы молодцы, так как сумели получить поддержку от Евросоюза, который они покидают, кстати, ровно через год. Совет ЕС подписался под тем, что иные объяснения, кроме ”российского следа”, являются неправдоподобными. И это при том, что сам глава британской дипломатии Джонсон объявил о 21 версии событий в Солсбери, о которых он узнал из российских государственных СМИ. Надо сказать, что не все из этих версий выглядят невозможной конспирологией.
Во-вторых, единства среди стран ЕС продемонстрировано не было. На уровне Евросоюза принято решение только об отзыве посла ЕС из Москвы для консультаций. 18 стран-членов (из 28) поддержали Великобританию высылкой от одного до четырех российских дипломатов. Зачинщиком здесь следует считать президента Франции Эммануэля Макрона, который захотел усилить свои позиции в Европе: он первым солидаризировался с британским премьер-министром Терезой Мэй в ее смелых, но неясных обвинениях Кремля. Интересно, что значительная часть стран ЕС не сочли возможным и далее портить отношения с Москвой.
В-третьих, для некоторых стран высылка дипломатов было способом решения внутриполитических проблем. Например, Дональд Трамп высылает из США 60 дипломатов сразу после поздравления Путина с победой на выборах и предложения организовать большую встречу со своим российским визави. Иначе говоря, дает одновременно два сигнала: России — о готовности сотрудничать, американцам — о том, что не стоит обвинять его в сговоре с русскими, благодаря вмешательству которых он, как считают некоторые, и стал президентом.
В Германии все еще интереснее. Сразу после высылки четырёх дипломатов из России пришли новости о получении Газпромом полного пакета разрешений на строительство ”Северного потока -2” на немецкой территории. Дипломатическая баталия здесь выглядит просто прикрытием для решения вполне конкретных экономических проблем. (В скобках замечу, что одобрить строительство газопровода должны еще Россия, Финляндия, Швеция и Дания.)
В-четвертых, поражает запредельный цинизм всех участвующих в данной истории сторон. Никого собственно не интересует, что случилось в Солсбери и почему данное преступление было совершенно столь нелепым способом. Демонизация нашего восточного соседа достигла таких высот, что никто не считает необходимым публично представлять какие-то доказательства его вины. Но возникает резонный вопрос: что далее? Готовы ли мы воевать с Россией из-за покушения на экс-агента Скрипаля или все дело в том, что мы хотим еще раз попытаться мотивировать россиян, и особенно их элиту, избавиться от только что переизбранного Путина?
Если это так, то можно только удивиться качеству политической аналитики в странах ЕС — мы уже помогли российскому президенту переизбраться с рекордным результатом и, видимо, планируем еще больше укрепить его позиции в условиях экономической и политической блокады.
Оригинал мнения был опубликован в Eesti Päevaleht.
UPD -1
Journal information