7freiheit (7freiheit) wrote,
7freiheit
7freiheit

Categories:

Почему искусство может не нравиться.

Мои личные давно собранные мысли в 15 пунктах под катом, (популярно и кратко)
Опыт преподавания в универе, как искусствоведа и психолога в одном флаконе.

Почему искусство может НЕ нравиться.


1.
Нам известно, что в истории человечества никогда не было народа БЕЗ ИСКУССТВА.
Мы точно знаем, что древнейшее человечество не различало между собой: живопись, орнамент, скульптуру, архитектуру, музыку, заклинание, собирание съедобных корней, рыболовство, пляски, изготовление первых орудий. Фантастическое и реальное
было неразделимо. Нomo Erectus – человек прямоходящий обладал синкретическим (нераздельным) мышлением, когда поднялся с четверенек и освободил руки. Нетрудно проследить и другое: как наша потребность в развлечениях и удовольствиях в клубах, дискотеках, театре по-прежнему перекликаются с основными инстинктами в брачных танцах и играх неолитического человека.

2.
Никто не дал еще внятное определение ИСКУССТВА, кроме лженауки марксистко-ленинской эстетики. Мы знаем, что НАУКА – это познание окружающего мира, объясняющая, как устроен мир. Человек – единственное существо биологического мира, имеющее и КУЛЬТУРНЫЕ потребности. Базовая необходимость для выживания: дышать, есть, пить, спать, отдыхать, любить, потребности в безопасности и признании общества должны быть удовлетворены.

3.
Когда человек не доедает, не досыпает, не любим, не защищен безопасностью или не признан своим окружением, ему не интересны и высшие потребности - культурные. Закон А.Маслоу – «Треугольник потребностей».
КУЛЬТУРА вбирает в себя науку, литературу, религию, искусство. Сегодня мы включаем телевизор и стараемся смотреть то, что нас РАЗВЛЕКАЕТ, затрудняясь в выборе между истинной красотой и красивостью. На это и рассчитана массовая культура, на нашу неразборчивость и душевную лень.

4.
Особенность нашей культуры – цивилизация ЛЕВОПОЛУШАРНЫХ людей.
Наши замечательные полушария коры головного мозга отвечают за разные способы восприятия жизни. ЛЕВОЕ полушарие моложе правого. «Левополушарников» выращивают особенно ревностно в современной школе, отдавая предпочтение абстрактно-логическому интеллекту, изучению логики, математики, развитии речи, иностранных языков.

5.
ПРАВОЕ полушарие более «старое» и отвечает за ВОСПРИЯТИЕ чувственной информации, образные представления, любовь к искусству, отрицательные эмоции.
Человек, закончивший школу, воинственно «перекошен» на интеллект, то есть интенсивную работу левого полушария. Ему не до искусства, этого трудного испытания для глаз, чувств, слуха.

6.
Между восприятием жизни и интеллектом может быть связь только через какую-нибудь деятельность. Через какую? Да хоть плетение корзин, но именно ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ВОСПРИЯТИЕ – это отражение явления при их воздействии на органы чувств. Например: есть явление «свет», есть явление «учитель», «друг» - есть воздействие и чувствование его. Нет явления – нет и воздействия.

7.
А теперь, друзья мои, запомним одну аксиому: когда хорошо развивается восприятие, то и хорошо развивается интеллект. Но вот преимущественное развитие интеллекта не влечет за собой развитие восприятия. Главное, чтобы сенсорные (воспринимающие) каналы были гармонично развиты, так как разные полушария обслуживают разные типы мышления. Те, у кого хорошо развито восприятие жизни (фундамент), на котором построен соответствующий восприятию интеллект (надстройка) – правильно решают все возникающие жизненные проблемы.

8.
Как отличить в какую сторону отъехал человек: в левополушарную или правополушарную?
Левополушарники говорят на «просодическом языке», более древнем, когда человек понимал язык животных и природы, мог обнюхать след и догнать зверя. Наша цивилизация отняла у нас звериное обоняние, удлинив руку человека оружием, но не заменила потребность обозначать (метить) себя и свою территорию парфюмом. Левополушарники впадают в эйфорию от глубины и мудрости формулы, не видя целостную картину жизни, но видят её кусками. Практическим здравым смыслом обладали еще неандертальцы. Они возвращались в пещеру и бросали туда камень, - вдруг выскочит зверь. Интеллект создается через опыт и мыслительные конструкции.

9.
Правополушарный «отъезд» легко обнаружить, по словам: забыл, перепутал или отъезд в религию, сектанство. Ослабляется контакт с обществом, вместо преобразования внешнего мира – отстранение. Вообще, если хочется быть в «отъезде», то ради Бога, но только надо знать об этом. Это очень важно. Очень часто, не набравшись опыта с помощью конкретно-чувственного восприятия, образовательные учреждения или родители, подчиняясь модным течениям властителей-временщиков, начинают крутить интеллектуальные программы. В школах, сообществах, частных ВУЗах.
Власть всегда была грязной, и взаимодействовать с грязью могут только психологически неграмотные люди. Это касается и ускоренной эстонизации или русификации школ в Прибалтике, в качестве национальной мести-компенсации. За что? За отставание от Европы в бытность развитого социализма.


10.

Иногда, услышав самоуверенные реплики: «А зачем нам нужно знать искусство, да еще в школе на оценку?», - на секунду парализует учителя. Видать человек знает, что спрашивает или утверждает, при подробном расспросе выдает то, что человек либо просто дурак, либо невежественен. Разумеется, нельзя сказать человеку непосильную правду, что ваш собеседник юный и глупый, или взрослый и глупый. Бывают и седые взрослые, да незрелые личности. Глупость и психическая неадекватность не нуждается в нашем сочувствии. Но цель учителя вовсе другая: важно себя отследить, и не раздражаться на взрослого неуча. Да чем же он виноват, если его воспитывала серая среда.

Другое дело невежество! Глупые люди неадекватно самоуверенны. "Вы это знаете или думаете?" Хотите пример? Не было еще случая, чтобы я не просила найти отличия:
- Я знаю в искусстве только то, что мне нравится,
или
- мне нравится в искусстве только то, что я знаю.
И будьте уверены, находят отличие.

11.
Несмотря на отсутствие прибора, позволяющего измерять эстетическую ценность количественной характеристикой, есть лингвистическая переменная, которую всегда можно сопоставить с числовой осью. Сознание размышляет, а подсознательное управляет. Сознание позволяет человеку выработать новые ценности, хотя часть ценностей человек получает по наследству и они действуют подсознательно. Эстетический конфликт между мастерами и зрителями выглядит всегда как конфликт ценностей той среды, где формировался человек. Это не Вася Пупкин безразличен к высокому искусству, а это его семейные ценности равнодушно избегают эстетических потрясений красотой. Они могут восхищаться легко узнаваемой красивостью, а разве это не искусство? Да, это - массовое искусство, вкусовщина, попса, лебеди на клеенке!

А когда начальник от образования заявляет во всеуслышание, что искусство в старших классах никому не нужно, это вовсе не означает, что этот начальник безразличен к искусству. Безразличие – состояние крайне неустойчивое. Когда человек не видит красоту, это не значит, что её нет. Просто базовые потребности у такого человека не удовлетворены. Резкость его высказывания вызвана тем, что задета его болевая точка, его проблема - не имеющая ни к вам, ни к искусству никакого отношения. Пожалеть человека? Главное - не пытаться человека соглашаться с вами. Каждый имеет право на свои заблуждения. Степень глупости обратно пропорциональна её осознанию.
Один вождь мирового пролетариата утверждал: «Из всех искусств народу надо оставить только кино!» Вино и домино, - добавляли остряки.



12.
И находят аргументы, доказывая, что в школе нужнее в математика, химия, физика. Да, утверждал один завуч-физик, алкоголик в ремиссии, выдвиженец по национальному признаку, вечно писавший доносы на коллег,- "Надо к ноге балерины привязать динамо-машину, пускай даёт ток в отдаленные районы", почти по Жванецкому.
Что из того, что ее дети пошли по кривой дорожке, а муж умер в пьяном угаре! Впрочем, показательно.
Еще вспоминается один бывший директор,сейчас на пенсии, цинично сказавший: «А детям в школе вообще не нужно заниматься искусством, им нужно знать английский, эстонский, математику и можно еще и русский, и, хватит».
Иным чиновникам важнее сохранить свою индюковую видимость "Знайки", чем сознаться, что они чего-то не знают, не умеют - и открыто заняться наверстыванием пропусков. Этакая исключительность!
У таких начальников зато много времени тратится на приступы контроля подчиненных.
Одна фраза на выставку детских рисунков чего стоит: «Мне угодить трудно!»
Я когда слышу такие умственно-душевные спекуляции, стараюсь оправдать все тяжелым детством этих невежд, родителями-алкоголиками, отсутствием качественного образования)

13.
Философия искусства – умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Культура – это достижение цивилизации, триумф человеческого мастерства. Культура требует общения, без него культура умирает. Культура – это всегда творчество, деятельность, ценностное отношение к себе и другим по законам истины, красоты и добра. Воплощением красоты, как ценности является искусство. Греческое слово «эстетикос», означает «относящийся к чувству». Только в ХVIII веке выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение. Шкала эстетических ценностей: низменное (самое некрасивое), безобразное (очень некрасивое), неприятное, так себе, симпатичное, приятное, красивое, прекрасное, возвышенное (самое красивое) была изучена еще древними греками.

14.

Не ругайте «неправильно нарисованные» картины современных мастеров. Для восприятия отступлений от натуры, типа «такого не бывает», необходимо иметь ясное, открытое сознание, способное откликаться на смысловые оттенки и потаённые созвучия своеобразия мастера. Великие мастера задолго до социальных катаклизмов умели их предсказать в своем творчестве.

15.
Знающие не говорят, говорящие не знают”- дзенская мудрость.

Так что такое искусство?!

___________________________________

Спасибо френду Арнольду, подсказавшему мне синктаксические ошибки для исправления!
Subscribe

promo 7freiheit february 10, 2019 09:31 37
Buy for 50 tokens
Господи, зачем и почему, эти кукарекающие павлины и петухи с бизнес-шоу-зоны станут петь за Россию на Евровидении? И кто же его пропихивал? Киркоров - голубец и гл.павлин рос. шоу-эстрады Лазарев - певец ртом, был неплох в юном возрасте, когда замаячил в дуэте в Юрмале. С богатеньким…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments