http://rus.delfi.ee/projects/opinion/article.php?id=18320710
Вызывает недоумение обращение русского объединения при партии Народный союз и возмущение некоторых русских общественных деятелей по поводу высказывания Президента ЭР Тоомаса Хендрика Ильвеса. Тот в интервью Би-Би-Си заявил о нежелании учить "оккупационный" русский язык, которым пользуется треть населения Эстонии.
Во-первых, авторы обращения Народного союза реферируют, а не цитируют, и не оригинал, а пересказы слов президента в СМИ. Потому упреки не совсем точны по смыслу.
Во-вторых, публикация "запоздалого" интервью (осень прошлого года), причем "случайно", сразу после празднования 90-летия независимости Эстонии, наводит на мысль о спланированной Би-Би-Си, а возможно и совместно с эстонской стороной, замысловатой пропагандистской акции, направленной на сознательное усиление противостояния между эстонцами и русскими, а значит и напряжения в отношениях между Эстонией и Россией. Поэтому властям вся эта шумиха, что с гуся вода.
На нас смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Вот свежий пример. В последней передаче ЭТВ "Форум" обсуждался вопрос: "Хорошо ли жить в Эстонии?" и естественно, как всегда, за столом не было представителя неэстонцев. Даже на обсуждение проблемы Бронзового солдата, не то что "Ночной дозор", даже ветеранов не приглашали.
В третьих, критика высказывания Президента ЭР, прежде всего, обусловлена партийно-политическими установками и интересами. Отсюда и лицемерные недоумения эстонских политиков по поводу высказывания Тоомаса Хендрика Ильвеса. Парламентарий Марко Михкельсон наивно полагает, что президент оплошал.
Так или не так, но, прежде всего, глава государства озвучил суть "русской политики", то есть негативное отношение к России и местным русским. И что тут нового, это — повседневность! Вот свежие примеры. Эстонские СМИ не заметили 225-летия всемирно известного Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Зато показывать сериалы о "криминальной" России — всегда, пожалуйста. А газета "Постимеэс" (для русских) совсем размечталась — о фашизации России.
Но, что самое главное, Президент ЭР признал и оправдал то, о чем не принято говорить — о системном и целенаправленном ущемлении прав местных русских — их отторжении на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни нашей страны. В 2002 году это признала Комиссия ООН по расизму.
Journal information