В Средневековье, пожалуй, нет, а вот в Ренессансе, да!
Сплоченность, вера и уважение страховалась ТОЛЬКО взаимным ТРУДОМ!
Рулевым в тандеме-диалоге мог быть только учитель. И это был обязательный этап. Он удлинялся или укорачивался, исходя из физических и социальных возможностей друг друга.
Иногда этап заканчивался на спуске: учитель и ученик менялись местами.
Взаимовыгодность обмена позиций оставалась несомненной.
На следующий подъём руль держал уже ученик. А учитель им гордился или горевал.
Конечно, случались события предательства.
Иисус имел около 250 учеников, но до конца с ним остались 12.
Но и самые преданные находились в замешательстве.
И чем их последний Учёный Совет, (Тайная Вечеря), закончился, мы помним.
---------------
Наука как и любая область общественной деятельности, включая образование, имеет конкурирующие группировки. Но научная истина это критерий единый для всех.
Ибо если какая то научная группировка ради выгоды захочет эту истину игнорировать то она просто выпадает из научной сферы.
Если вы полагаете что научных истин не существует а есть лишь результат соглашения заинтересованных групп то вы ошибаетесь. Можно морочить голову невежественным обывателям. но враждебные (конкурирующие) группы на ваше жульничество точно не купятся.
Можно разворовывать деньги, изобретая
реформы образования.
Но всё закончится тем, что рано или поздно, придется покупать
выпрашивать кредиты для исправления этих реформ. (Привет Тынису Лукасу)э
--------------------------------------
И эти замечательные выводы взяты отсюда, где спорят о пределах допустимого в науке.
--------------------
В каких же ситуациях ученику, вдруг, позволительным становится чернить или глумиться над учителями?!
Когда у власти стоят мракобесы, выдвигающие сверх национальную, разрушительную идею для демократии ,
(привет Гитлеру и Геббельсу из нашего 21 века),
мы выращиваем "Незнаек на Луне"
(роман-сказка с элементами научной фантастики и политической сатиры Отрывок из книги.
Глава первая.
Как Знайка победил профессора Звездочкина
-- Верно! -- закричал кто-то.
----------------------------------------И сейчас же со всех сторон раздались крики:
-- Верно! Правильно! Молодец, Знайка! Ура!
Все захлопали в ладоши. Кто-то крикнул:
-- Долой Звездочкина!
Сейчас же двое коротышек схватили Звездочкина -- один за шиворот, другой за ноги -- и стащили его с трибуны. Несколько коротышек подхватили Знайку на руки и потащили к трибуне. -- Пусть Знайка делает доклад! -- кричали вокруг. -- Долой Звездочкина! -- Дорогие друзья! -- говорил Знайка, очутившись на трибуне. -- Я не могу делать доклад. Я не подготовился. -- Расскажите про полет на Луну! -- кричали коротышки.
Ссылки пока на эстонских Знаек/Незнаек не ставлю.
Но местные френды их знают.
-----------
Буду размышлять. UPD 1 Условия для НОВОГО МЫШЛЕНИЯ создаются националистами, фашистами, коммунистами и прочими ПСЕВДО сообществами, сами себя награждают и хвалят. Цитата отсюда Вчера я с огромным удовольствием наблюдал очередную оргию гуманизма. Один бизнес-тренер разместил в своем ЖЖ пост о том, как многомерно его окружение, и как страдают многомерные люди от того, что вынуждены общаться с одномерными. И не только общаться, но иногда и спариваться. При спаривании с простыми людьми Высшие существа страдают невероятно, но что поделать: мало избранных, на всех не хватает. Для обозначения отношений многомерных и пошлых одномерных людей гуру использует терминологию книг о Гарри Поттере — «маги» и «маглы» соответственно. Сам по себе пост не представляет собой ничего из ряда вон выходящего: как известно, ощущение принадлежности себя к избранным — двигатель торговли. И не случайно под этим криком души размещена скромная приписка: «А еще Вы можете взглянуть на расписание моих ближайших семинаров». Мы с друзьями так продавали членство в «закрытом клубе» в 90-х годах, по такому принципу существуют в Москве дорогие кабаки с плохой кухней, держатся на плаву производители уродливых престижных тряпок. Под постом образовались в ассортименте комментаторы, уверенно причислившие себя именно к «магам»: гуру точно попал в нужный сектор сознания определенного типа людей. Они-то ему и обеспечат кофе с рогаликами. Все это сборище многомерных прошло бы мимо моего внимания, если бы не напомнило письмо, которое переслала мне подруга, работающая на радио «Свобода». В письме черным по розовому было начертано следующее:
Journal information