7freiheit (7freiheit) wrote,
7freiheit
7freiheit

Мне бесконечно противны люди, высокомерно относящиеся к другим нациям.

КАК ПРОДОЛЖАЮТ ЖИТЬ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ.

Вольфганг Бенц сравнивает новый антисемитизм со старым.
Wolfgang Benz
«Was ist Antisemitismus?»
C.H.Beck Verlag, 2004 год
272 Seiten

Неужели призрак антисемитизма снова бродит по Европе? Впрочем, нездоровый дух ненависти к евреям никогда не улетучивался после 1945 года, однако в последние годы поражает новая беспечность, с которой в Германии оживляются анисемитские клише уже в более актуальной форме. Наряду с этим растет специфично мусульманская ненависть к евреям, а в Восточной Европе после 1989 года, похоже, возрождается прежняя враждебность к евреям. Вряд ли кто-либо может более компетентно высказаться по этому вопросу, чем Вольфганг Бенц. Директор Берлинского центра по изучению проблем антисиметизма и его сотрудники не только исследуют исторические, социологические и психологические аспекты враждебного отношения к евреям, но и пытаются воздействовать на общественность.


Но что вообще такое АНТИСЕМИТИЗМ? Бенц не утомляет читателя долгими дебатами, объясняющими историческую подоплеку этого понятия, и выделяет четыре формы проявления враждебного отношения к евреям. Наряду с христианским антииудаизмом и антрополого-расовым антисемитизмом есть еще «вторичный» антисемитизм», который возникает как защитная реакция на чувство вины за Холокост, и, наконец, левый антисионизм, критикующий еврейский национализм и государство Израиль. Все эти зачастую смешивающиеся между собой формы могут принимать латентный, открытый или вообще насильственный характер.

Функционирование антисемитской аргументации Бенц объясняет наглядно и ангажировано, причем для него здесь речь идет не об открыто враждебных, преследуемых законом, высказываний по отношению к евреям, а о повседневных «слухах о евреях», как когда-то Адорно назвал антисемитизм. Будь то письма в Центральный совет евреев в Германии или высказывания и речи политиков, работников сферы искусства или умственного труда, Бенц всегда прослеживает здесь одну и ту же модель. Эти люди ни в коем случае не считают себя врагами евреев, однако, полагают, что те должны, наконец, прекратить односторонне указывать на Холокост, из которого они стремятся извлечь финансовую и политическую выгоду. В противном случае они снова вызовут враждебное отношение к себе.

И совсем не только в речи Мартина Хомана о «нации преступников» «евреям» ставится в упрек, что они сами совершают крупные преступления, и потому больше не имеют права прикрываться гонениями на них во времена нацизма. При этом очень любят отождествлять Холокост с оккупационной политикой Израиля на палестинских землях.. Очевидно, таким образом сглаживается чувство вины и возрождается оскорбленное чувство национальной гордости. В средствах массовой информации полно также «классических» стереотипов , типа мнимой власти евреев над финансами и прессой или их «ветхозаветной мстительности». Не обходятся молчанием даже упреки в убийстве Христа.
Мораль этой латентной враждебности к евреем всегда одинакова: евреи это чуждые элементы и возмутители спокойствия, они сами обособляют себя и потому сами же виноваты в той ненависти, которой им отвечают.

В то же время Бенц с полным основанием противоречит неисторическому тезису «о вечном антисемитизме», так как этот тезис призывает только к пассивности, а не к сопротивлению. Он приходит к выводу, что антисемитизм « в первую очередь, является симптомом всех проблем в обществе большинства», потому, что евреи служат экраном для проекции всех проблем, страхов и забот. Поэтому тот, кто хочет понять антисемитизм, должен смотреть не на евреев, а на неевреев.

Но каким бы простым не казалось подобное резюме, после прочтения эту книгу откладываешь в сторону с некоторой обескураженностью, хотя она и открывает глаза на многие механизмы действия антисемитской аргументации в эпоху средств массовой информации. Приятно, правда, что Бенц отказывается от поучительной профессорской манеры, и все же хотелось узнать, какие практические выводы следует сделать из его научных познаний. Великий знаток античной истории и борец против антисемитизма Теодор Моммзен в 1894 году высказался: «Вы заблуждаетесь, полагая, что там вообще можно что-то сделать, руководствуясь здравым смыслом».

Кристоф Яр / « Цайт»
Subscribe

promo 7freiheit february 10, 2019 09:31 37
Buy for 50 tokens
Господи, зачем и почему, эти кукарекающие павлины и петухи с бизнес-шоу-зоны станут петь за Россию на Евровидении? И кто же его пропихивал? Киркоров - голубец и гл.павлин рос. шоу-эстрады Лазарев - певец ртом, был неплох в юном возрасте, когда замаячил в дуэте в Юрмале. С богатеньким…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments